“ROUBLOFF - СОВРЕМЕННЫЕ КИСТИ ДЛЯ АКВАРЕЛИ”, ЖУРНАЛ “ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ" № 2-3 (84) 2012
Возможность изготавливать обойму для кистей из тонкого металла, появившуюся 200 лет назад, можно считать точкой отсчёта серийного производства кистей. Но даже с открытием возможности использовать металлический наконечник, кисти для акварели и для росписи фарфора в Германии и Франции и сейчас продолжают изготавливать по старинке - из гусиных перьев.
Возможность изготавливать обойму для кистей из тонкого металла, появившуюся 200 лет назад, можно считать точкой отсчёта серийного производства кистей. Но даже с открытием возможности использовать металлический наконечник, кисти для акварели и для росписи фарфора в Германии и Франции и сейчас продолжают изготавливать по старинке - из гусиных перьев.
Волос вставляют внутрь пера. Если диаметра одного пера недостаточно, то перья размачивают, разворачивают, укладывают внахлёст одно на другое и туго связывают проволокой. Требуются специальные инструменты и навыки, чтобы столь сложная конструкция не разваливалась.
Навыки передаются по наследству от отца к сыну. Это одна из причин, почему все кистевязальные фабрики в Евросоюзе, имеющие 100 летнюю историю, как правило являются семейными предприятиями.
В 2008 году немецкая компания «Habico» предложила нашей компании ООО «Рублёфф» делать такие кисти для немецкого рынка. Перед нами открывалась замечательная возможность освоить технологии, которыми мы не владели, и предложить российскому рынку новый товар. Пройдя обучение в Германии, мы столкнулись с проблемой отсутствия на рынке России предложений по продаже гусиных перьев. Идея порадовать Российских акварелистов специальными кистями была отодвинута нами на неопределённый срок.
Но в 2012 году на выставке во Франкфурте немецкие производители ПВХ предложили компании «Рублёфф» материал, который может прекрасно заменить гусиные перья. И тема, отложенная с 2008 года, снова стала актуальной.
Волос белки является лучшим для работы акварелью. Конечно, можно пытаться заменить белку колонком, но колонок дороже, да и для некоторых видов работ белку заменить невозможно. Поэтому главная задача любой фирмы, работающей для художников, - иметь в своём ассортименте кисти из этого уникального волоса — из волоса настоящей, чистой белки.
Но неурожай шишек в 2009, пожары в 2010 и, как следствие, упавшая добыча шкурок белки потянула за собой возрастание цены и перебои с поставками волоса. Конечно, в магазинах можно увидеть много красивых кистей из смесей синтетики с белкой, но все они выталкивают более мягкий волос белки из пучка во время работы.
Нам предстояла большая работа по поиску достойной замены волоса белки. После года безуспешных поисков и экспериментов мы разработали совместно с японскими производителями смесь из синтетики, близкую по характеристикам к волосу белки. Ещё один год мы потратили на экспериментальные работы со смесями синтетики и белки и добились того, что упругость синтетического волоса полностью совпала с упругостью белки. Это позволяет смешать волос белки и синтетики, не ухудшив основных характеристик мазка. Синтетика не отторгает белку, и волос работает как единый пучок, что тоже ранее было невозможно!
С.Ю. Горбачёв, председатель Вятского регионального отделения Союза художников России, заслуженный художник РФ проводил тестирование новых образцов кистей: «Кисть хорошо набирает акварель и легко переносит её на бумагу, позволяя получать большие ровно окрашенные поверхности и мягкие переходы тона и цвета. Волос надёжно закреплён в патроне. В процессе работы выпадение отдельных волосков не зафиксировано.»
Николай Пьянков, Руководитель Художественной Студии "АРД" г. Ярославль: "Все познается в сравнении. Какие слова восхищения я бы не говорил о данной кисти, каждый скажет, - Пока сам не попробую… Я говорю о настоящих художниках, которые могут оценить хороший инструмент. Конечно, сама кисть рисовать не будет. Но хороший инструмент в руках мастера может оставить на холсте выразительный, красочно звучащий след.
Меня восхитила упругость и податливость данной кисти. Я чувствовал продолжения своего «я» на кончике остова. Он сгибался и выпрямлялся без усилий, оставляя красочный след на холсте, передавая в своей форме мое внутреннее состояние. Хорошо держал краску, которую я брал из банки в большом количестве, и вместе с ней бросался на холст."
Следующим шагом было необходимо избавится от проволоки, которая мешала начинающим художникам ухаживать за кистями. Проволока везде и за всё цепляется. Вымывать засохшую под проволокой краску сложно. Компания «Рублёфф» нашла способ отказаться от использования проволочной обвязки, и мы получили кисть более простую по конструкции, но со значительно расширенной областью применения. Такая забота о художниках была по достоинству оценена профессионалами: «Несомненно, пластиковый патрон лучше моется и дольше сохраняет свой первоначальный вид. В сравнении с полимерами, повышенная адгезия металла с темперой, маслом и акрилом требует, при удалении остатков краски, ощутимых механических воздействий на патрон кисти, что неизбежно ведёт к постепенному нарушению поверхностной структуры металла и, как следствие, усилению прилипания краски.
Предполагаю, что более перспективным для всех видов кистей является использование пластикового патрона.» (С.Ю. Горбачёв)
В итоге мы получили лёгкую, удобную в работе кисть, которая доступна по цене для начинающих художников, а по своим характеристикам не уступает профессиональным кистям.