СПРАВОЧНИК ХУДОЖНИКА, ГРАФИКА, ДИЗАЙНЕРА 2010
УНИВЕРСАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КИСТЕЙ.
Ведущие фирмы-производители могут предложить перечень кистей с очень широким спектром характеристик, а с появлением синтетического волоса эти возможности расширились почти безгранично! Как же во всем этом многообразии ориентироваться? К сожалению, как в России, так и во всем мире единой классификации кистей нет.
Причин несколько: у каждого производителя своя маркировка и классификация кистей; каждый производитель старается приписать исключительные свойства своему товару, еще больше вводя в заблуждение потребителя; исторически сложилось так, что в разных странах — разные требования, которым должны соответствовать кисти.
Как найти необходимую для Вас кисть, соответствующую Вашим краскам и подходящую для той техники, в которой Вы привыкли работать? Предлагаем Вам простую универсальную классификацию кистей, которой пользуются специалисты нашей фирмы в своей работе вот уже 20 лет. Надеемся, что она облегчит Ваш выбор и сделает его независимым от фантазии производителей. P.S. Заострим внимание пока только на круглых кистях.
Итак, мазок кисти можно классифицировать по нескольким основным характеристикам: размер, выставка волоса, жесткость волоса, форма вершинки.
Размер
Тут все просто. Размер - это диаметр пучка волоса, выходящего из обоймы, иначе – № кисти. Кстати, недавно мы расширили линейку выпускаемых нами кистей мелких размеров. На сегодняшний день мы предлагаем шесть номеров кистей мельче №1: это (по возрастанию) №№ 10/0; 5/0; 4/0; 3/0; 00 и 0.
Выставка волоса
Производителями предлагается обычно 3 стандартных выставки волоса у одного размера кисти: удлиненная, стандартная и укороченная. Разная длина волоса позволяет выполнять разную работу.
Укороченная выставка (рис.1) — позволяет делать короткие точные мазки.
Стандартная, усреднённая выставка (рис.2) — позволяет художнику выполнять основную часть работы.
Удлинённая выставка (рис.3) — позволяет делать длинные тонкие линии.
Рядом с каждым изображением кисти есть фрагмент рисунка, ею исполненный.
Жёсткость волоса
Жесткость во многом зависит от диаметра волосков в пучке, а также от сырья, из которого изготовлена кисть. Например, у волоса синтетики может быть четыре класса жёсткости, маркированные соответствующим значком жесткости: мягкий волос - 1, волос средней жесткости - 2, жесткий волос - 3, очень жесткий волос - 4.
Мягкий волос — у рыжей мягкой синтетики (рис.4). Жесткость волоса схожа с жёсткостью волоса белки. Имеет большую износостойкость.
Его применяют на тяжёлых работах, где белка быстро истирается, а синтетике — хоть бы что.
Волос средней жесткости — у синтетики под колонок (рис.5). Жёсткость волоса сравнима с жёсткостью волоса колонка. Область применения та же, что и у колонка, но синтетика хуже набирает и отдаёт краску.
Жесткий волос — у рыжей жёсткой синтетики (рис.6). Жесткость волоса близка к жёсткости волоса щетины. Кисть незаменима при работе с масляными красками.
Очень жесткий волос — у белой синтетики (рис.7). Жёсткость волоса превышает упругость щетины. Применяется для работы с акриловыми красками.
Форма вершинки
Может быть множество вариантов сбивки (вязки) мазка кисти. Вот две наиболее популярные формы.
С острой вершинкой (рис.8).
С наполненной вершинкой (рис.9).
Таким образом, кисть одного и того же номера может иметь 24(!) различные формы мазка: 3 выставки х 4 класса упругости х 2 формы вершинки.
Итак, подведем некоторый итог.
Отсутствие отклонений в характеристиках кистей одинаковых серий говорит о высоком качестве производства. Не у каждого производителя может быть достигнут такой уровень. Именно поэтому «каталожные» кисти ценятся художниками намного выше, чем массовые.
Кисть, ориентированная на массового потребителя, у всех производителей имеет одинаковые характеристики, разным является только внешнее оформление. Надежда на то, что торгуя товаром трех разных производителей, Вы имеете три разные кисти, не оправдывает себя. За кажущимся разнообразием и широтой представленных брендов кроется скудность ассортимента.
Очевидно, что чем шире ассортимент кистей, представленный в магазине, тем выше вероятность того, что художник найдёт то, что ищет! А вот уже дальше начинает работать принцип соотношения «цены — качества».
Если читатель захочет узнать больше, он может посетить сайт компании «Живописные кисти», или получить ответ на интересующий его вопрос на форуме сайта:
Справочник художника, графика, дизайнера 2010